Организационно-педагогические условия реализации
Необходимые условия для преподавания комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, становление их гражданской идентичности. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» способствует достижению этих целей.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Успешность образовательного процесса в рамках вышеназванного курса напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи, педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников, от созданных условий в образовательном учреждении. К необходимым условиям для преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» мы относим: нормативно-правовую базу, материально-техническое обеспечение, кадровый потенциал. Остановимся более подробно на каждом.
Нормативно - правовую основу введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» составляют следующие ключевые моменты:
- Администрации школы необходимо организовать проведение родительского собрания, на котором родители ознакомятся с задачами нового курса, его структурой, основным содержанием, с тем, как будет организовано изучение.
- Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается.
- Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка. Главная задача собрания — согласовать действия учителя и родителей в совместном процессе нравственного воспитания школьников.
- Образовательное учреждение самостоятельно в принятии решений. Решение о возможном количестве учебных групп, организации изучения курса и выборе системы оценок принимает Совет образовательного учреждения с учетом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
В федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включено 20 учебных пособий (издательства: «Просвещение», «Дрофа», «БАЛАСС», Издательский центр «Вентана-Граф», ИОЦ Мнемозина, Издательский Дом «Федоров», Издательство «Астрель», Торгово-издательский дом «Русское слово-РС»).
Одного общего учебника по всем модулям нет. 5 учебников называющихся, как и предметная область, «Основы духовно-нравственной культуры народов России», по содержанию в основном соответствует модулю «Основы мировых религиозных культур». Итого:
- основы мировых религиозных культур – 3 учебника;
- основы светской этики – 4 учебника;
- основы православной, исламской, буддийской и иудейской культуры по 2 учебника.
По каким учебникам из федерального перечня учить детей, определяет сама школа и учитель.
Компетентность учителя в рамках курса ОРКСЭ требует от него совокупности знаний и умений, носящих межпредметный характер, что предполагает соответствующую, прежде всего гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ. Учитель является не информатором, а координатором, организатором диалога; учителю необходимо быть помощником учащихся, создавать условия для личностной реализации каждого ученика.
В этой связи учитель должен быть готов к преподаванию любого из 6 модулей. Вести курс ОРКСЭ могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.
Поэтому внеплановая курсовая подготовка учителей была организована ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» по дополнительной профессиональной образовательной программе «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»» - 72 часа, в период с февраля по июнь 2012 года. Данную программу освоили 69 педагогов города Новомосковска и Новомосковского района.
Курсы повышения квалификация будут проводиться и в новом учебном году согласно плану работы ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» на 2012-2013 учебный год.
Информационно-методическая поддержка введения курса ОРКСЭ в новом учебном году будет осуществляться посредством ГМО преподавателей «Основ религиозных культур и светской этики» на базе МКОУДО «ИМЦ» и ресурсов сайта ИМЦ, где предполагается освещать вопросы, вызывающие затруднения у педагогов в образовательном процессе по духовно-нравственному направлению.
Надеемся, что созданные в наших образовательных учреждениях условия для введения курса ОРКСЭ помогут:
- школьникам полюбить новый предмет, стать нравственно и духовно богаче, морально крепче;
- учителю сделать данный предмет увлекательным.
- школе наладить продуктивное сотрудничество с семьёй в нравственном воспитании наших детей.
Информацию предоставила А. Н. Максимова, методист МКОУДО «ИМЦ».